г. Екатеринбург, ул. Восточная, 38, оф. 16; Телефон: (343) 287-03-33; email: ozppso@mail.ru

Вернули деньги за пылесос ненадлежащего качества «Kirby»

Специалисты Консультационного Центра для потребителей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» помогли Екатеринбурженке вернуть деньги за пылесос ненадлежащего качества «Kirby»

Мировой судья судебного участка № 7 Кировского района г.Екатеринбурга разобрался в сложном гражданском деле. Компания, торгующая пылесосами «Kirby», пыталась получить с покупательницы полную сумму за товар и взыскать с нее проценты за просрочку платежа. Однако дело приняло неожиданный поворот – екатеринбурженка подала встречный иск о защите прав потребителя и отсудила у компании почти 13,5 тысяч рублей, вернув себе первый взнос за товар, а компании – пылесос ненадлежащего качества.

Гражданское дело, инициированное ООО «ЛеМа», торгующим пылесосами марки «Kirby», обернулось для компании неожиданными убытками. Первоначально «ЛеМа» обратилась в суд с иском о взыскании денежных сумм с жительницы Екатеринбурга С., которая в октябре 2009 года купила моющий пылесос «Kirby Model Sentria G10E» с набором насадок за 115 тысяч 420 рублей. Покупательница заплатила только первый взнос за товар – 5 420 рублей, а остальную сумму должна была перечислить не позднее 10 дней с момента подписания договора. Но денег продавец так и не дождался и поспешил в суд с требованием взыскать недостающую сумму, а также проценты за просрочку платежа в размере 875 рублей, расходы на оплату услуг юриста – 15 тысяч рублей и судебные расходы по оплате госпошлины – 2 445 рублей.

Однако екатеринбурженка заявленные компанией требования не признала и обратилась в Консультационный пункт для потребителей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», где ей помогли составить встречный иск о защите прав потребителя. В нем было указано, что продавец не предоставил ей достоверную, полную информацию о товаре и попросту ввел в заблуждение относительно технических характеристик дорогостоящего пылесоса. По словам покупательницы, представитель компании уверял ее, что «Kirby» соответствует всем ГОСТам по весу и уровню шума, а также является моющим. На деле же все оказалось иначе.

Пытаясь доказать обратное, компания ООО «ЛеМа»  ходатайствовала о назначении судебно-товароведческой экспертизы, которую провел эксперт Уральской торгово-промышленной палаты. Выяснилось, что аппарат «Kirby Model Sentria G10E» действительно имеет ряд недостатков: величина уровня звука, создаваемая пылесосом, составляет 84 дБА, что не соответствует ГОСТу (не более 76 дБА). Кроме того, масса аппарата составила 11,3 килограмма в то время как ГОСТ устанавливает верхний предел на уровне 8,28 килограмма. Также пылесос был представлен к экспертизе в комплектации без щетки для влажной чистки ковров, не имел емкостей и технологических каналов для размещения и перемещения жидкостей – то есть моющим не являлся. Таким образом, судебно-товароведческая экспертиза признала пылесос «Kirby Model Sentria G10E» товаром ненадлежащего качества.

Однако представитель ООО «ЛеМа» пригласил специалиста Б., который заявил суду, что ГОСТы носят рекомендованное значение, поэтому руководствоваться ими не стоит. А также что взвешивать пылесос следовало без использования насадок – только двигатель. Кроме того, специалист сообщил, что в аппарате имеется портативный распылитель, поэтому пылесос является моющим. Тем не менее, суд счел эти доводы несостоятельными, потому что ГОСТы на территории РФ не отменены. Более того, представитель ООО «ЛеМа» до проведения экспертизы сам сообщал о том, что пылесос соответствует ГОСТ РФ по уровню шума и массе – то есть декларировал соответствие аппарата госстандартам, а на суде начал говорить об их рекомендательном характере, явно противореча закону «О защите прав потребителей». Что же касается портативного распылителя, то он, полностью оправдывая свое название, только распыляет моющее средство. Потом его нужно удалить вручную и пропылесосить. Влажная же чистка ковров возможна только при наличии определенной насадки, которой не было в комплектации. То есть называть пылесос «моющим» суд счел недопустимым. К тому же ранее приглашенный компанией ООО «ЛеМа» специалист уже выразил свое мнение по поводу аппарата «Kirby Model Sentria G10E» по другому делу. Суд счел, что это обстоятельство свидетельствует о предвзятости эксперта. 

Оценив все доказательства в совокупности и каждое в отдельности, мировой судья пришел к выводу о нарушении прав потребителя – продажи товара ненадлежащего качества, а также нарушении права на достоверную и полную информацию о приобретенном товаре. Суд удовлетворил требования покупательницы о расторжении договора купли-продажи и взыскании суммы первоначального взноса в размере 5 420 рублей. При этом в удовлетворении требований ООО «ЛеМа» о взыскании с екатеринбурженки сумм, суд отказал в полном объеме. Также мировой судья обязал компанию возместить покупательнице судебные издержки в размере 8 тысяч рублей и заплатить штраф в бюджет Екатеринбурга в сумме 6 710 рублей.

Консультационный центр для потребителей напоминает, что гражданам необходимо быть предельно внимательными при покупке пылесосов «Kirby», чтобы впоследствии не возникало необходимости отстаивать свои права в суде. Так, в течение 6-ти месяцев 2010 года специалисты Консультационного центра и его филиалов рассмотрели 14 обращений граждан на нарушение потребительских прав продавцами пылесосов этой торговой марки. По заявлениям было подготовлено 4 претензии, 8 исковых заявлений (2 иска удовлетворены судом; в 1 случае суд отказал в удовлетворении требований, остальные дела находятся в стадии рассмотрения). Потребители рассказывают, что продавцы проводили демонстрацию пылесоса Kirby в вечернее и даже ночное время, так, один из договоров был заключен в 23 часа 48 минут, о чем свидетельствует оттиск на чеке. При этом процесс демонстрации товара занимает от 2 до 5 часов, поэтому граждане считают, что при заключении договора были не вполне способны принять взвешенное решение. К тому же, со слов потребителей, во время демонстрации на них оказывалось психологическое давление – представитель компании настойчиво уверяет, что если он сейчас не продаст пылесос, его лишат премии, не начислят баллы и использовал др. методы убеждения. 

По вопросам гражданско-правового характера специалисты Консультационного центра разъясняют потребителям их права и предлагают алгоритм дальнейших действий для разрешения конфликтной ситуации (обращение к продавцу с письменной претензией, необходимость проведения экспертизы, подачи иска в суд).

Консультационный центр для потребителей во избежание дальнейших судебных тяжб просит покупателей при намерении приобрести пылесос «Kirby» реально оценить свои финансовые возможности, так как в большинстве случаев покупатели заключают не только договор купли-продажи, но и кредитный договор. Таким образом, покупатель берет на себя дополнительные обязательства по уплате процентов и к тому же обрекает себя на сложности при расторжении договора купли-продажи. Поэтому приглашая к себе домой продавца «на бесплатную чистку ковров, паласов и др.», нужно быть готовым, что он, демонстрируя работу пылесоса, будет убеждать вас в необходимости приобрести этот уникальный товар. В случае покупки моющего пылесоса «Kirby» внимательно убедитесь в том, что вам передали весь комплект документов, за который вы расписались. 

Для получения консультаций и (или) оказания правовой помощи при нарушении потребительских прав, граждане могут обращаться в приемную Общества защиты прав потребителей, расположенный в Екатеринбурге по адресу улица Крауля, 57, вход с ул. Завадская, телефон (343) 287-03-33.